Адрес автосервисаАвтозапчастиПомощь на дорогеО компанииКонтакты

Обкатка двигателя: теория и практика

Под фразой «обкатка двигателя» подразумевают определенный его режим работы, в период которого эксплуатация мотора на полную мощность не допускается, иначе грозит ремонт блока двигателя. Можно использовать те эксплуатационные режимы, в период которых цилиндропоршневая группа не получает больших нагрузок. В инструкции эксплуатации двигателя практически всегда рекомендуют первые несколько тысяч километров использовать щадящий режим работы, желательна замена масла в автомобиле.

Ремонт двигателя в Москве: приработка поверхности цилиндров

Понятие «приработка поверхности цилиндров» к нам пришло из прошлого столетия, когда данное требование сочеталось напрямую с ухудшением качества поверхности — результат действия пар трения.

Островершинное хонингование

Островершинное хонингование

В прошлом хонингование являлось островершинным, то есть профиль поверхностного слоя, удерживающего масло, не финишировался и не подвергался обработке. Усиленное эксплуатирование подобных пар трения способно было за собой повлечь неэффективную приработку, с неблагоприятными последствиями, к примеру, увеличивался расход масла, неравномерное распределение компрессии, прочее. Как результат — необходимость посетить автосервис в Москве, сделать замер компрессии в двигателе, в худшем случае — ремонт блока двигателя. Присутствовали также опасения насчет «схватывания» трущих пар вследствие перегрева.

Плосковершинное хонингование

Плосковершинное хонингование

В семидесятых годах прошлого столетия появилось плосковершинное хонингование. Приработка поверхности подобного типа уже не требовалась. Она была полностью подготовлена к применению. Кроме этого, параллельно с финишированием начало использоваться суперфиниширование — обработка поверхностей. Данная процедура предоставляет возможность раскрывать на поверхности блока зерна графита, который заметно понижает трение, продлевает ресурс ЦПГ.


Приблизительно в середине девяностых годов прошлого века некоторые компании перешли на производственную технологию блоков цилиндров, имеющих алюминиевую поверхность. Слой, удерживающий масло, в данном варианте создается посредством химического травления, механической обработки. В результате осуществляется раскрытие кремниевых зерен. Кремний обладает повышенной степенью твердости, благодаря чему поверхность получается не только гладкой, но и достаточно прочной, хорошо удерживающей масло, благодаря чему частая экспресс-замена масла в двигателе не требуется. После выполнения подобной обработки поверхность не нуждается в обкатке.

Именитый производитель двигателей по данному поводу излагает следующее:

Хонингование блока цилиндров

«Приработка деталей моторов современного типа осуществляется заблаговременно, то есть в период проведения обработки. Это говорит о том, что поверхности колец поршней, отверстий цилиндров производятся таким способом, что новенькие двигатели, только снятые с конвейера, сразу функционируют в оптимальных эксплуатационных условиях. В процессе производства качество поверхности оптимизируется до такой степени, что уже с первого запуска мотора никакого износа приработки не возникает, а продолжительность эксплуатационного периода деталей намного больше. На сегодняшний момент это достаточно важно, так как из-за повышенных требований к выхлопным газам, установленным действующим законодательством, автомобильная техника, даже только выпущенная с завода, обязана соответствовать установленным нормам по выхлопным газам. Длительный период приработки, когда оптимальные параметры эксплуатации налаживаются только после прохождения транспортным средством нескольких тысяч километров, теперь не приветствуется, соответственно, не практикуется. В процессе сглаживания стенки цилиндра, удаления вершин кремниевых кристалликов кольца из-за преждевременного износа часть своих предусмотренных качеств утеряли бы, также значительно снизился бы их эксплуатационный период. А цена на капремонт двигателя сегодня значительно выросла. При достаточно твердых кольцах, наоборот, оптимизированные в их форме кремниевые кристаллики уже в процессе обработки показывают, что поверхность внутри цилиндра с первого запуска на протяжении продолжительного срока эксплуатации не подвергается изменениям. Это говорит о том, что различные изъяны поверхности внутренней части цилиндра не подвергаются сглаживанию поршневыми кольцами. Это противоречит прежним технологиям производства моторов, когда цилиндр, кольца прирабатывались на начальном периоде их использования путем износа поверхностей. Они хонинговались шероховато, кольца поддавались повышенным касательным напряжениям. При производстве моторов качественное состояние поверхностей цилиндров почти доходит до оптимального варианта, работа колец поршней осуществляется, несмотря на малые касательные напряжения, качественнее и продолжительнее, чем еще четыре года назад».

Как происходит процесс обкатки

  1. Технологический процесс обкатки, с одной стороны, обозначает программируемый износ, который может быть при совместной мягкости поверхностей, а также относительно грубом производственном процессе — достаточно высоким относительно нынешних мерок параметрам зазора трущей пары до обкатки, после нее. Первоначально будет наблюдаться достаточно интенсивный износ, со временем он будет снижаться — эксплуатационное изнашивание поверхностей до самого планового ремонта, когда необходима экспресс-замена масла (в период производства двигателей типа ГАЗ-21 данный период колебался от 250 тысяч до полумиллиона километров). Значения ресурса, как можно наблюдать, что в тот период времени, что сегодня являлись бы достаточными, но этого можно достичь в первую очередь при работе мотора в нормальных условиях. Также стоит вспомнить про степень сжатия двигателей того времени. Она составляла всего 6—7 единиц при оборотах двигателя до 4 000. По современным меркам это достаточно щадящий рабочий режим.
  1. Современные производственные технологии деталям блока не предоставят возможность «притереться» — кремниевые зерна поверхности блоков из алюминия довольно твердые для подобного процесса плюс «стираться» у подобного блока практически нечему — рабочая поверхность имеет минимальную глубину, может быть меньше 0.001 сантиметра. Кольца поршней современного типа становятся все более твердыми, узкими — в данном случае также нельзя говорить об обкатке. Старые поршневые кольца, выполненные из чугуна, с высоким профилем намного мягче современных хромированных колец из чугуна, а также азотированных колец из стали, не говоря про проекты в перспективе, когда тонкое колечко поршня упрочняется благодаря твердому нитриду титана, устойчивому к износу. Здесь просто нечему «притираться» — стенка цилиндра, кольца выполнены твердыми преднамеренно. Подобным образом дело обстоит с применением покрытия экзотического типа — никасилом. Такое покрытие в истории производства двигателей считается одним из наиболее твердых. Здесь вообще нечему обкатываться, экспресс замена масла цена которого на данный момент выросла, также не понадобится.
  2. Дело обстоит немного иначе в случае осуществления ремонта двигателя вне заводских условий, обкатка с дальнейшей сменой моторного масла даст возможность избавиться от неизбежно попадающих в мотор нежелательных компонентов достаточно малых размеров, которые не способен удерживать фильтр для масла. Просто вместе с отработанным маслом сливается и вся грязь.

Ремонт двигателя в Москве: продукты износа

Объем компонентов износа после проведения обкатки современных моторов никак не отличается от объема тех же продуктов при дальнейшей эксплуатации мотора в стандартных условиях. Обкатка мотора современного типа является практически декоративной процедурой, минимально оказывающей влияние на действительный ресурс. Основную опасность для старых двигателей представляет термическое сваривание трущихся поверхностей — сегодня оно отсутствует полностью.

Отличие «щадящего» эксплуатационного режима от работы двигателя «без особых ограничений» — в количестве циклов за минуту. Для первого случая это 3 тыс. циклов, для второго, соответственно, — 6 тыс. циклов. Для двигателей современного типа, даже с еще «не притертыми» деталями, это несущественно, но не отменяет необходимую «приработку» наиболее архаичных двигателей с устаревшими технологиями механической обработки. Для примера: предложенное в 80-х годах прошлого столетия специалистами компании Porsche хонингование плосковершинное для отечественного автомобиля ВАЗ-2108 закрепилось, а от крацевания по экономическим причинам все-таки решили отказаться.

Экспресс замена масла в Москве: масла для обкатки

Экспресс-замена масла в Москве

Рекомендуется также обратить внимание на применяемые «обкаточные» масла производителями для бюджетных транспортных средств. В состав таких масел не входят присадки против износа поверхностей — осуществляется намеренное «притирание» поверхностей в наиболее усиленном режиме. Если существует возможность, желательно прояснить конструктивные особенности приобретенного транспортного средства, а обкатку авто первые несколько тысяч километров осуществлять максимально бережно ради своего же спокойствия.

Клиенты нашего автосервиса в Москве часто задаются вопросом о том какое моторное масло лучше использовать в пост-гарантийный период: дорогое или можно дешевое, вязкое или жидкое, оригинал или заменитель?

Наш ответ таков: главное проводить хотя бы экспресс-замену масла максимально часто - для атмосферных моторов не реже чем раз в 7-10 тыс. км., а для турбо-моторов раз в 5-7 тыс. км. Рекомендуемая вязкость зависит от условий эксплуатации автомобиля, климатических условий и рекомендаций завода-производителя вашего мотора. А что касается цены и марки масла - на ваш вкус, главное - соответствие общим требованиям производителя для данного мотора и частота замены.